Эти дети нуждаются в вашей помощи

Ожидают помощи 4 ребенка
Новости Фонда

Как особенный Витя освоил семь специальностей

Но трудоустроиться он не может. И не потому, что профессии не востребованы. Витя – аутист. Работодатели не всегда готовы брать таких ребят. Единственный выход – работа в интеграционных мастерских. Родители уже сделали в этом направлении первый шаг.

Жизнь как мультфильм

Вите очень повезло с мамой. Надежда Семеновна – его локомотив, спутник, переводчик и ангел-хранитель. Она всегда рядом. И успехи ее мальчика – это ее успехи.

Когда Витя был маленький, он ничем не отличался от своих сверстников. Мама повела мальчика в детский сад, когда ему исполнилось 1,5 года. Как многие дошколята, он часто болел: три дня в саду и три недели дома. Перенес тяжелую форму пневмонии. Врачи вытащили Витю буквально с того света. После этого Надежда Семеновна стала замечать: с малышом что-то не так.

– Мой Витя не выносил громких резкиз звуков. Он сразу закрывал уши и сжимался в комочек. И из этого состояния его нужно было выводить, – рассказывает Надежда Харгель. – Потом я поняла, что он плохо ориентируется в пространстве и времени. Он не понимал, что такое сейчас, вчера. Завтра для него вообще не существовало.

В 80–90-е годы прошлого века об аутизме медицина ничего не знала. А мать все время спрашивала у докторов, какой у Вити диагноз. От медикаментозного лечения мальчику становилось хуже, поэтому ноотропные препараты, улучшающие работу головного мозга, лечащий врач отменила. И до сих пор Витя обходится без лекарств.

– Когда родители понимают, что у их ребенка какие-то особые проблемы, они начинают думать, за что им это, кто виноват. Через это проходят все. Когда человек принимает эту ситуацию, он ищет пространство, в котором ребенок может находиться, – считает Надежда Харгель.

Надежда Семеновна принялась обустраивать это пространство, делая его для сына максимально комфортным. В доме было много диафильмов, библиотека. Вместе они прочитали очень много книг, некоторые Витя выучил практически наизусть.

– Я ему задаю вопрос, а он мне отвечает не своими словами, а речью героя мультика или книги. То есть он себя в это пространство пока не поместил и через персонажей входил в контакт, – поясняет Надежда Семеновна.

Когда сыну было 4 года, мама предложила: «Давай мы тебе сестренку или братика родим».

– Я на всю жизнь запомнила его ответ – фразу из мультфильма «Сторож саванны»: «Нет. Они живут стадами и табунами, а я люблю жить один», – вспоминает Надежда Харгель.

В шесть лет Витя пошел на плавание. Воду он любил бесконечно – мама учила его плавать с месячного возраста. Но однажды в их группу вошел другой тренер и свистнул в свисток, а в бассейне громкое эхо… Нет, истерики у Вити не было. Он просто замкнулся, ушел в себя. Надежду срочно вызвали с работы и попросили больше не приводить ребенка в спорткомплекс.

– Тогда я тоже не понимала его состояние, – говорит Надежда Семеновна. – Уже будучи взрослым, он мне объяснил: «Мама, я превращаюсь в точку».

21_2

Ничего не вижу, ничего не слышу…

В семь лет Витя пошел в первый класс. Из школы приходил с чистой тетрадкой, хотя сидел за первой партой. Оказалось, что в стрессовой ситуации он не видит и не слышит. Через месяц Надежда приняла решение уволиться с работы, учитывая, с каким трудом они делали домашнее задание. Уроки они могли делать с обеда до позднего вечера, и все равно ничего не получалось. Однажды она не выдержала. Закричала на сына, стукнула по столу и разрыдалась.

– Витя оторопел, подошел ко мне, мы обнялись. И вдруг до меня дошло: у него же образное мышление! И с помощью образов мы выучили буквы и научились писать. Причем грамотно писать. У Вити отличная память, правила он запоминал очень быстро, – поясняет Надежда Семеновна.

Директор школы разрешила женщине присутствовать в классе на уроках. Витя за партой, а мама рядом на стульчике.

– «Этот пришел с мамой, а мы – одни» – что было у остальных первоклашек на уме? И дети стали задирать Витю. Я поняла, если я не вмешаюсь, его затюкают. Начала придумывать какие-то общие дела для всего класса. Так и просидела всю начальную школу. Классный руководитель потом признавалась: «Как хорошо, что вы у нас есть», – улыбается Надежда Харгель.

После того как сын окончил начальную школу, Надежда Семеновна взяла классное руководство. А в старшем звене отпустила мальчика в самостоятельную школьную жизнь. Он справился, окончил 11 классов. В школе его знали все: таких детей больше не было.

По специальности я инженер-электрик. Благодаря сыну получила педагогическое образование. Он вообще меня ведет по жизни.

Надежда Харгель

Ученая закалка

Преодолевать пороги во взрослой жизни оказалось гораздо сложнее. Но мама и Витя упорно следуют заданному курсу. Из технико-коммерческого лицея № 1 пришлось уйти – Вите было сложно найти общий язык с одногруппниками. Зато завуч предложила окончить курсы, где занятия шли по субботам и воскресеньям. Мать и сын по школьной привычке ходили на занятия вместе. Через год Витя получил первые корочки – оператора ЭВМ.

– Сейчас он в компьютере разбирается гораздо лучше меня, хотя я тоже много что знаю, – уверяет Надежда Харгель.

После учебы возник вопрос: что дальше? Чем занять ребенка? Сидеть дома в одиночестве – не выход. Мама стала искать варианты. И нашла «Незабудку» – организацию, объединившую родителей и опекунов инвалидов детства. Это было единственное место в Томске, где таких ребят, как Витя, учили дружить, готовить, убирать территорию.

– За пять лет мой ребенок, который панически боялся брать в руки нож и иголку, научился чистить овощи, шить, приводить в порядок двор. Работать дворником – не проблема. Другое дело, за какое время он уберет снег, – поясняет Надежда Семеновна.

Затем была попытка учебы в Томском политехническом профессиональном лицее № 20.

И снова семье предложили пройти курсы – резьбы по дереву, а потом и по бересте. Выучились.

– Витя сделал очень много поделок – у нас не было проблем с подарками, – улыбается Надежда Семеновна.

В том же лицее Виктор освоил столярное дело, а в экономико-индустриальном колледже – специальность радиомонтажника. Мама хотела пристроить сына на свою работу, но пока он получал эту профессию, компания закупила автоматическую линию.

Как-то знакомые посоветовали обратиться в техникум социальных технологий. Надежда Семеновна очень обрадовалась, когда узнала, что учеба там длится три года.

Своя игра

В техникуме Витя впервые вышел на сцену, на публику. На конкурсе «Даешь, молодежь!» он прочитал стихотворение Эдуарда Асадова «Что такое счастье» и спел песню Эдуарда Хиля с таким же названием. После выступления директор колледжа сказала: «Какие замечательные стихи Витя рассказал, за душу берет».

С этого момента у парня началась богатая творческая жизнь. Витя с удовольствием принимал участие в проекте «Чудо-театр» и радиотеатре Александра Постникова, играл с профессиональными артистами в спектакле театра «Индиго».

Потом была театральная школа «Ступени» Ильи Гваракидзе. Актерское мастерство, тренинги, чтение и разбор стихов – Витя был в своей стихии.

– Но я понимала, что мы мешаем группе. Начались летние каникулы, и мы под предлогом, что организуем мастерские, ушли из школы, – говорит Надежда Харгель.

Именно с мастерскими Надежда Семеновна связывает будущее сына и таких ребят, как он.

– Несколько родителей однажды встретились и решили, что мы будем создавать условия жизни для своих детей, – рассказывает Надежда Семеновна.

Их общественная организация занимает небольшую комнату на ул. Герцена. Здесь ребята приобретают полезные навыки и умения. Витя научился вышивать бисером, крестиком, делает это с удовольствием. Творческие работы молодых людей родители выставляют на различных выставках. Потихоньку они начинают продаваться. Сейчас благотворительная ярмарка, на которой представлены поделки Вити и его друзей, проходит в галерее «Орнамент».

– Вите уже надоело учиться. Он хочет работать, – признается Надежда Семеновна. – Наша мечта – организовать интеграционные муниципальные мастерские, в которых предприятия могли бы размещать свои заказы. Мы можем заниматься упаковкой, изготавливать художественные изделия, шить какие-то простые вещи. И в ряде российских городов такой опыт есть.

Газета "Томские новости"

Автор: Светлана Захарова

Фото: Артем Изофатов

Новости Фонда

Как пройти МСЭ и получить помощь: подробный гид для родителей

Как пройти МСЭ и получить помощь: подробный гид для родителей

Процедура медико-социальной экспертизы (МСЭ) часто вызывает у родителей детей с инвалидностью много вопросов: кто направляет, какие документы нужны, как проходит освидетельствование, и что делать, если не согласны с решением. 

В Томске стартовал инклюзивный проект "Лето с пользой" при поддержке фонда "VK Добро"

В Томске стартовал инклюзивный проект "Лето с пользой" при поддержке фонда "VK Добро"

 Благотворительный фонд "Обыкновенное чудо" запустил инклюзивный проект "Лето с пользой", который помогает детям с инвалидностью активно и безопасно провести летние каникулы. Проект реализуется при поддержке фонда "VK Добро". 

Девятнадцатый "Марафон добра" собрал почти 5,5 миллионов рублей для тяжелобольных детей

Девятнадцатый "Марафон добра" собрал почти 5,5 миллионов рублей для тяжелобольных детей

Благодаря марафону 55 детей получили помощь: из них 30 финансовую на лечение, реабилитацию, обследования и технические средства оборудование. И 25 семей получили поддержку с оформлением авиабилетов к месту проведения операций, обследований, консультаций или восстановительных курсов.