Как помочь ребенку с особенностями развития ориентироваться в городе?
Накануне в Томске произошел случай, который вызвал обеспокоенность многих родителей. Мальчик с особенностями развития оказался один на улице и сел в автобус. Водитель заметил, что ребенок выглядит растерянным, и спросил, где он живет и как его зовут. Однако ребенок не смог ответить на эти вопросы. К поиску родителей подключились сотрудники полиции, все закончилось хорошо – мальчика передали в семью.
Этот случай стал поводом для фонда «Обыкновенное чудо» напомнить о том, как важно обучать детей с особенностями ориентироваться в городе и безопасно взаимодействовать с окружающими.
Почему дети с особенностями могут теряться на улице?
Для детей с особенностями развития, такими как расстройства аутистического спектра, интеллектуальные или речевые нарушения, нахождение в незнакомой обстановке может стать серьезным стрессом. Они могут не сразу понять, куда идти или как обратиться за помощью, особенно если незнакомые люди начинают задавать вопросы.
Кроме того, в стрессовой ситуации такие дети нередко забывают даже базовую информацию о себе.
Какие меры могут предпринять родители?
Специалисты фонда советуют несколько простых, но эффективных шагов для профилактики подобных ситуаций:
1. Регулярное обучение и тренировки
Занимайтесь с ребенком запоминанием важной информации: имени, фамилии, адреса, номера телефона родителей. На первых этапах можно использовать карточки или изображения. Позже можно моделировать различные ситуации на улице: как попросить о помощи, что сказать, если потерялся.
2. Идентификационная карточка
Важно, чтобы ребенок всегда имел при себе карточку с его данными. В ней должны быть указаны имя и фамилия, адрес, контакты родителей и информация о его особенностях здоровья. Карточка может быть вшита в одежду, находиться в кармане или в специальном чехле на шее. Это облегчит задачу тем, кто будет оказывать помощь.
3. Развитие навыков коммуникации
Тренируйте ребенка общаться с окружающими. Подойдут ролевые игры с друзьями или родственниками, где ребенок будет учиться спокойно и уверенно говорить о своих потребностях. Например, можно разыгрывать ситуации в транспорте, магазине или на улице. Чем лучше он будет знать, как себя вести, тем меньше будет бояться.
4. Прогулки по маршрутам
Регулярно гуляйте с ребенком по тем маршрутам, которыми он будет пользоваться – до школы, магазина или дома друзей. Объясняйте, как распознавать ориентиры (дома, остановки, магазины). Это поможет ему чувствовать себя увереннее.
5. Работа с доверенными людьми
Познакомьте ребенка с соседями, сотрудниками ближайших магазинов или других учреждений, чтобы в случае необходимости он мог обратиться за помощью к знакомым людям. Расскажите им об особенностях вашего ребенка и объясните, как можно с ним взаимодействовать.
6. Как может помочь общество?
Окружающим важно знать, что дети с особенностями могут не сразу откликаться на вопросы и испытывать трудности с речью. Если вы видите ребенка, который выглядит растерянным, не проходите мимо. Подойдите к нему, спокойно спросите, все ли у него в порядке, и предложите помощь. Если он не может ответить, обратитесь к водителю автобуса, сотруднику полиции или вызовите экстренные службы.
«Мы рекомендуем родителям начинать обучение ребенка правилам безопасности с самого раннего возраста. Но важно и другое: общество должно быть готово принимать и помогать таким детям. Важно не задавать слишком много вопросов и говорить мягко, не создавая дополнительного стресса», – комментирует психолог фонда Евгения Сухина.