Эти дети нуждаются в вашей помощи

Ожидают помощи 5 детей
В помощь томскому инвалиду

Стоит только захотеть!

В 2008 году в рамках работы ООН была подписана Конвенция о правах инвалидов (именно так называется этот международный документ). Данное событие возложило на наше государство особые обязательства в социальной сфере – интеграция граждан с ограниченными возможностями в общество и их трудоустройство. Долгое время считалось, что такие люди не могут иметь возможность работать наравне с обычными гражданами. Да и сами они тоже не слишком стремились к трудовой деятельности: боялись, что, начав работать, потеряют полагающиеся льготы. А тут ещё стереотипы о сложности устройства на работу… Наш материал о том, чем обусловлены подобные суждения, как найти себя в профессии, и какие службы готовы помочь в этом.

Работа – это тоже реабилитация

Российским государством разработан ряд мер, направленных на поддержку категорий граждан с ограниченными возможностями, и на содействие им в трудоустройстве. Ежегодно планируется создавать не менее 14,2 тысячи специальных рабочих мест для них. Численность людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста в Томской области составляет примерно 22 тысячи человек, из которых 11,4 тысячи трудоустроены (52%). Высокий процент работающих граждан с ограничениями по здоровью свидетельствует о том, что областная власть стремится создать людям больше возможностей.

 

 – Основная задача нашего бюро – каждому человеку с ограниченными возможностями разработать адекватные индивидуальные программы реабилитации, в том числе профессиональной, – говорит Вячеслав Перминов, руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы. – Мы прекрасно понимаем, что получение инвалидности – это стресс для любого человека, особенно когда это случается в молодом цветущем возрасте. Следом идут потеря веры в себя, в свои возможности. Естественно, возникают вопросы: куда идти, что делать? Несмотря на то, что конвенция по правам людей с ограниченными возможностями ратифицирована, наше общество ещё полностью не готово к адекватному восприятию этих граждан как равных себе. И тут как раз подбор подходящей работы (с учётом положенных по здоровью гражданина ограничений) играет важную роль в социальной адаптации. Мы уже два года плодотворно сотрудничаем и с центрами занятости, и с Департаментом труда и занятости населения Томской области, совместно реализуем программу по реабилитации, которая включает обучение и переобучение граждан с ограниченными возможностями. Буквально недавно вышел нормативный акт, который чётко регламентирует, как организовывать специальные рабочие места для категорий граждан с ограничениями в жизнедеятельности. И надо сказать, что работодатель уже идёт на создание таких условий.

– Должен отметить, с нашей точки зрения, – продолжает Вячеслав Перминов, – у людей с ограниченными возможностями очень хороший трудовой ресурс, и потенциал великолепный. Работающие люди с ограниченными возможностями очень активны, у них светлые головы, они стараются жить наравне с другими. В итоге у них повышается вера в свои возможности, человек гармонично интегрируется в общество, у него появляется ощущение материальной независимости. Далее эти люди имеют возможность развиваться как специалисты, у них повышается самооценка, а с ней растут возможности в других сферах жизни. Если раньше бытовало мнение, что инвалиды первой группы не могут работать, то на сегодня по нормативам даже они являются трудоспособными гражданами – конечно, при специально созданных условиях труда. При этом инвалидность с человека не снимается, всё происходит в рамках законодательных актов. Поэтому большая часть граждан с ограниченными способностями теперь действительно заинтересована в трудоустройстве.

Проблемы есть, но они решаемы

Конечно, специалисты, занимающиеся трудоустройством людей с инвалидностью, сталкиваются с рядом проблем. Первая из них – это низкая конкурентоспособность такой категории граждан на рынке труда.

 – Связано это, в основном, с низкой квалификацией части людей с ограниченными возможностями, – поясняет Наталья ШИЛОВА, заместитель начальника Департамента труда и занятости населения Томской области. – По статистике у нас порядка 50 процентов инвалидов не имеют вообще какого-либо профессионального образования. В чём причины? Многие учебные заведения в принципе не адаптированы к обучению данной категории граждан. Начнём с того, что у нас по-прежнему нет развитой транспортной инфраструктуры, и человеку с ограниченными возможностями зачастую сложно даже просто добраться до учебного заведения. Не говоря уже об остальном. Хотя сейчас в этом уже есть подвижки: у нас в Томске, например, имеется учебное заведение, в котором разработаны специальные программы для обучения людей с ограниченными возможностями на швей, вскоре здесь начнут готовить специалистов по сурдопереводу. Плюс, во всех вузах открыты такие формы обучения, как заочная и дистанционная: для получения знаний людьми с ограниченными возможностями это уже большое подспорье.

 – С какими ещё трудностями сталкиваетесь вы, специалисты по трудоустройству?

 – Хотелось бы назвать и такую причину, как низкая мотивация к труду самих инвалидов. Наша задача создать все условия, чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями адаптироваться на рынке труда. Для этого  у нас работают психологи. Работает также клуб социальной поддержки «Перспектива», где высококвалифицированными специалистами ведётся работа над тем, чтобы поднять человеку самооценку, подобрать ему работу, рассказать, какие вообще существуют профессии, и как он может себя в них реализовать. Рабочие места подбираются в соответствии с  рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Специалисты центров занятости проводят профориентационные мероприятия, оказывают методическую помощь при открытии собственного дела. Все эти мероприятия реализуются в рамках программы «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов».

Существует масса профессий, по которым человек с ограниченными возможностями может полноценно трудиться. Многие люди, ограниченные в передвижениях, стараются из жизни не выпадать - получают образование, изучают языки и повышают свою квалификацию. Поэтому работники умственного труда из них могут выйти просто замечательные. Кроме этих вакансий, инвалиды с легкостью могут попробовать себя в сфере переводов, фотографии, дизайна, консультаций, бухгалтерии и многих других сферах, открыть свое дело. За последние 6 месяцев при поддержке службы занятости в пять человек открыли свое дело в сфере розничной торговли, разведение кроликов, выпечка хлебобулочных изделий.

Работодателей всё больше

Одним из основных социальных гарантий трудовых прав инвалидов в РФ является механизм, который действует на федеральном и региональном уровне – это установление квоты для приёма на работу. Закон Российской Федерации «О занятости» обязывает работодателей соблюдать установленную законом квоту для трудоустройства инвалидов: ежемесячно предприятия должны уведомлять службу занятости о наличии вакантных мест. Для любой организации, в которой работает более ста человек, устанавливается квота два  процента от общей численности штата.

 – Тем не менее, – замечает Наталья Витальевна, – по-прежнему существует такая проблема, как нежелание работодателя принимать на работу людей с ограниченными возможностями. Служба занятости активно работает в этом направлении, реализуем новые формы работы, как с работодателем, так и с людьми с ограничениями по здоровью. С каждым годом находим всё больше соратников среди работодателей, готовых нас поддерживать и трудоустраивать таких граждан.

Работа – в радость

Оксана БАКЛИЦКАЯ, инвалид второй группы, работает паспортистом в УК «Высотка», г. Северск:

 – У меня приобретённое заболевание – бронхиальная астма. На прежней работе часто простывала, кашляла. Но в силу молодости и самоуверенности на больничные не уходила – считала, что всё само пройдет. Постепенно ситуация ухудшалась: я кашляла уже почти постоянно, не могла даже разговаривать. Однажды с очередным удушьем меня увезли по скорой – оказалось, астма. Долго лечилась, но болезнь осталась, и мне присвоили инвалидность. Какое-то время после этого я не работала, чувствуя себя каким-то изгоем общества. Потом взяла себя в руки и начала узнавать, какого рода деятельность мне разрешена. Председатель нашего ТСЖ Владимир Петров взял меня на работу, согласившись на особые условия моего труда: укороченный рабочий день, дополнительный отпуск. Теперь я довольна своим положением и уверена в завтрашнем дне.

Индивидуальный предприниматель Светлана ЖУКОВА приняла на работу оператором по обработке перопухового сырья инвалида второй группы:

 – У моего мужа болезнь Бехтерева. Это воспаление межпозвоночных суставов. В результате развития болезни они сращиваются, что существенно ограничивает свободу движения позвоночника и возникает воспаление суставов, сухожилий и связок. Раньше он и сам был предпринимателем, но болезнь прогрессировала – пришлось бросить своё дело. Обратились в службу занятости, где нам оказали квалифицированную помощь. Теперь у мужа укороченный рабочий день (четыре часа), и все социальные льготы у него остались. Считаю, что если человек хочет работать, то обращаться надо везде. Например, если на бюджетное предприятие людей с ограниченными возможностями с условием труда на неполный рабочий день берут неохотно, то частникам бывают нужны именно люди на частичную занятость. Многое зависит ещё и от того, какие способности и возможности может предложить сам человек. И тогда работодатель обязательно пойдёт навстречу.

Индивидуальный предприниматель Светлана ЛОПАКОВа из села Кожевникова открыла гостиницу. За период 2012-2013 годов по договорам с Центром занятости населения оборудовала рабочие места диспетчера для двух ЛОВ. Вот как отзывается о своей работе один из работников гостиницы, Юрий ГОЛОУШКИН:

 – После травмы я получил инвалидность I группы, передвигаюсь на коляске. Раньше «колясочники» не работали, но потом нам разрешили трудоустраиваться, и в 2012 году я обратился в Центр занятости, встал на учёт. Вскоре у нас в селе на основе бизнес-инкубатора открылась гостиница, куда меня пригласили на работу в качестве администратора. В мои обязанности входит приём людей и их регистрация. По поводу социальных льгот: если честно, никогда сильно не интересовался, что именно мне положено. Но всем, чем пользовался раньше, продолжаю пользоваться и сейчас. Работа для меня – это не только материальная независимость и уверенность в завтрашнем дне, но и общение с людьми, это главное. Для таких, как я, очень важно не замыкаться в четырёх стенах, а найти возможность продолжать вести активный образ жизни.

 Статья предоставлена Департаментом труда и занятости населения Томской области. 

В помощь томскому инвалиду