Эти дети нуждаются в вашей помощи

Ожидают помощи 8 детей
В помощь томскому инвалиду

Образование. Диплом в кармане

Корреспонденты «Агентства взаимопомощи» нашли человека способного дать честные ответы и оценить ситуацию, которая сложилась в вузовской среде и в образовании в целом по отношению к инвалидам. Побеседовать с нами согласился председатель совета Томского регионального общественного движения «ДОСТУПНОЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Владимир Салит.

По сути

- Владимир Викторович, расскажите - что такое инклюзивное образование?

 - Инклюзивное образование – это такое направление современного образования, которое отстаивает идею равенства всех детей, несмотря на наличие у них индивидуальных особенностей. Особенностями могут стать знание или незнание иностранных языков или же, наоборот, русского, отсутствие или наличие ограничений по здоровью и другие признаки. Главное, чтобы образование было настолько гибким, чтобы могло учитывать эти особенности в своем процессе. В инклюзивном образовании не человек встраивается в жесткие рамки образовательного процесса, а образование подстраивается под него.

 - Сколько человек в Томске имеет инвалидность?

 - К сожалению, точной статистики у меня нет. Могу сказать об общеизвестных данных: в среднем, как по нашему городу, так и по всей России 10% от общего числа населения являются инвалидами. Но здесь нужно осознавать, что «инвалидность» - это понятие достаточно широкое. Не всегда, глядя на человека, можно точно определить, инвалид он или нет. Например, проблемы со слухом, со зрением не всегда можно сразу же заметить, но это не отменяет необходимости создавать условия, которые позволят каждому «встроиться» в образовательный процесс.

 Школьные годы

 - Сколько школ в Томске и Томской области оборудовано для передвижения в них инвалидов?

 - По последним данным Департамента общего образования Томской области сорок одна школа в области и порядка пяти школ в городе имеют минимальные средства доступной среды, которые позволяют инвалидам хотя бы попадать на первый этаж. В полной мере ни одна школа в Томской области не является адаптированной для детей с ограниченными возможностями. Мы надеемся, что в ближайшее время, благодаря государственной поддержке, процесс адаптации образовательных учреждений под инвалидов ускорится.

- Будет ли предусмотрено наличие сопровождающих для детей-инвалидов на время их пребывания в школе?

- Такая услуга предусмотрена в рамках федеральной программы «Доступная среда». И уже порядка семидесяти двух сопровождающих принимают участие в учебном процессе детей-инвалидов по всей области. Подобная работа ведется около двух лет. Мы этому очень рады, поскольку оказание подобных услуг в нашей стране – это большая редкость. Правда в этом году из числа пользователей этой услуги выпали дети дошкольного возраста.

 - Что входит в функции сопровождающего?

 - Сопровождающий – это необязательно тьютор или помощник учителя. Ими становятся и социальные работники, и даже родители. Сопровождающие оказывают посильную помощь: они вместе с ребенком преодолевают физические барьеры, которых в школе достаточно. Помогают ходить в столовую, посещать туалетную комнату, спортивный зал, передвигаться во время перемен. Мы рекомендуем сопровождающим не брать на себя излишние функции. Зачастую в процессе  сопровождения дети понимают, что им хочется больше самостоятельности, а если те, кто находятся рядом с ними, чрезмерно усердствуют в выполнении своей работы, то это становится невозможным. Необходимо чтобы ребенка спрашивали: «Чем могу тебе помочь?» и просто были рядом. Этого достаточно. Таким образом, учащийся сам преодолевает возникающие перед ним проблемы, в том числе и в процессе обучения.

 - Кто такой тьютор? Что входит в его обязанности?

 - Тьютор – это учитель. Специалист, который непосредственно работает с ребенком-инвалидом по индивидуальной образовательной программе. Он должен быть профессионалом в сфере работы с особенными детьми, владеть определенными навыками в приоритетных для подобной работы направлениях - психологии, логопедии и других. Тьютор курирует образовательный процесс ребенка- инвалида, отмечает успехи, которых он достиг в рамках индивидуальной программы обучения.

 - Сколько на данный момент в Томской области тьюторов?

 - Должен сказать, что слово «тьютор» в нашей области именно в сфере инклюзивного образования еще не прижилось. У нас есть целая школа тьюторства, которая известна по всей России. Но при этом она не ставит своей главной целью помощь детям с ограниченными возможностями. Тьюторы работают и с одаренными детьми, и с обычными детьми без ограничений по здоровью, и со школьниками, и с «детсадовцами». Зачастую их услуги платные. Для детей-инвалидов же тьюторов не хватает, в основном они получают помощь только от сопровождающих. В целом, задача детей с ограниченными физическими возможностями – адаптироваться к условиям  группового обучения в обычной школе и здесь тьютор не обязателен.

 - То есть в идеале у каждого ребенка-инвалида должен быть свой тьютор?

 - Здесь все индивидуально. Если ребенок ограничен исключительно в передвижении, а его умственная активность не отличается от уровня сверстников или даже превосходит их, то тьютор нужен ему как учитель, способный развить его индивидуальные таланты. Если же наблюдаются ограничения в сфере умственного развития или расстройства поведения, то здесь нужны уже совершенно другие специалисты: логопеды, психологи и т.д. Именно они становятся тьюторами особенных детей.

 

Трудное решение

 - Насколько доступно для инвалидов средне-специальное образование?

 - Получить такое образование легко. Конкурса практически нет. Но вот какое качество этого образования – это уже другой вопрос. Как показывает практика, когда набираются группы для обучения, которые состоят целиком из ребят с особенностями в развитии, то после  выпуска им очень трудно найти работу - устраиваются единицы. Когда же инвалиды обучаются наравне со всеми по востребованной специальности и получают навыки социализации - их трудоустройство происходит более успешно.

 - С какой группой инвалидности можно поступить в университет?

 - С любой. Вопрос в том, какая группа инвалидности позволяет воспользоваться льготой при поступлении. Здесь есть свои нюансы. Человек с ограниченными возможностями, не достигший восемнадцати лет, может воспользоваться этой льготой при наличии у него любой группы инвалидности. Если инвалид старше восемнадцати, то право на льготу он имеет только при наличии первой или второй группы инвалидности. Также льготниками являются дети, у которых есть только один родитель – инвалид первой группы.

 - Где инвалиды могут узнать о своем праве на получение льгот в сфере высшего образования?

-  Обычно родители особенных детей только догадываются о том, что такие льготы существуют. Очень часто за ответом на вопрос о льготах обращаются в нашу организацию. Хотя,  в принципе, достаточно открыть ФЗ «Об образовании в РФ» или «О социальной защите инвалидов» где все это прописано. Также можно обратиться в приемную комиссию любого ВУЗа, поскольку они тоже владеют этой информацией.

- Кто должен в первую очередь нести ответственность за получение инвалидами высшего образования – государство или родители?

 - Сложный вопрос. Если инвалид знает свои права и замотивирован на учебу, то он сам будет справляться с учебным процессом, поскольку ему это должно быть, как минимум, интересно. Родителям остается только его поддерживать. Но, в таком случае, в рамках закона «Об образовании» университет должен создать студенту с особыми образовательными потребностями все условия для комфортного обучения.

Окончив школу и сдав ЕГЭ ребята-инвалиды уже становятся потенциальными абитуриентами. А вот смогут ли они справиться с вузовской программой – это уже другой вопрос. Инвалиды хотя и имеют льготы при поступлении, но потом сталкиваются с таким объемом информации по изучаемым дисциплинам и правилам жизни в стенах университета, что не справляются с обучением. В школе им такого даже присниться не могло. Там они были отличниками, учителя говорили, что все у них будет хорошо, а потом такие вот ребята приходят в университет и часто теряются. Тот, кто способен много работать и активен, самостоятельно узнает все, что ему необходимо для зачетов и экзаменов. А остальные ждут. Ждут, когда им ВУЗ предоставит необходимую информацию. А в сессию оказывается, что у неосведомленных инвалидов зачеты не сданы и к экзаменам они не могут быть допущены. Как правило, подобные ситуации заканчиваются не в пользу инвалидов. Основная проблема людей с ограниченными возможностями в том, что в школьные годы они часто обучаются на дому. И только инклюзивное образование может помочь им социализироваться, вести тот образ жизни, который позволит им отстаивать свои права и получить качественное полноценное образование. Есть еще вариант, при котором, как говорят сатирики, «инвалид высшее образование будет получать дистанционно, работать через интернет, а деньги получать через телевизор».

 -То есть Вы не сторонник дистанционного образования?

 - Нет. Я не сторонник. Дистанционно можно проходить какие-то дополнительные курсы. Но это не принесет пользы для социализации личности. Образование – это не только знание, это еще и друзья, общение, одним словом, развитие человека во всех направлениях. А если инвалид после окончания школы боится позвонить декану и спросить где обещанные ему материалы для обучения, то о какой социализации и качественном образовании может идти речь?

 - Что на данный момент предлагают томские университеты людям с ограниченными возможностями здоровья?

-  Некоторые наши ВУЗы достаточно инициативно подошли к созданию подходящих условий для обучения инвалидов. И в этом плане на передовой здесь технические вузы. Например, в ТУСУРе появился целый центр сопровождения для студентов-инвалидов. Н так давно обучать инвалидов стали в СибГМУ.  У сотрудников ТПУ есть опыт подобной деятельности. В ТГПУ инвалиды учатся и многие получают дипломы о высшем образовании, но это происходит скорее вопреки, а не благодаря деятельности администрации ВУЗа. ТГУ пока тоже нечем похвастаться - вся надежда на новое руководство. Считаю, что проблема заключается в том, что отсутствует система в организации работы с инвалидами. Эта деятельность должна начинаться с соответствующей нормативной базы и уходить в практическое направление: организацию образовательного пространства, специальные дисциплины для повышения квалификации педагогов, разработка системы необходимых услуг для инвалидов.

 

После диплома

 - Может ли инвалид трудоустроиться по окончании ВУЗа по профессии?

 - Любому человеку, оканчивающему университет, должна быть оказана помощь в поисках работы. В ВУЗах действуют центры поддержки трудоустройства выпускников. И здесь неважно – инвалиды они или нет. Молодые специалисты часто испытывают трудности с трудоустройством несмотря на наличии диплома о высшем образовании. Университеты часто рапортуют о том, что все их выпускники трудоустроены. На самом деле часто выпускники университетов предоставлены сами себе и работу ищут самостоятельно. 

 В идеале вопрос о трудоустройстве выпускников  должен решаться еще на уровне старших курсов. Но университет не может ручаться за всех своих выпускников и не может гарантировать предприятиям, что они получат высококвалифицированного специалиста трудоустраивая  молодого человека без опыта работы. Отсюда и проблемы с трудоустройством. Нельзя не упомянуть, что есть возможность трудоустройства через Центр занятости населения г. Томска. Если молодому специалисту не удалось найти работу сразу после получения диплома, то он может пройти программу по стажировке. В ее рамках Центр занятости выплачивает предприятиям некоторую сумму для того, чтобы они взяли на стажировку молодого специалиста без опыта. Участвующий в этой программе также получает небольшие выплаты. Если говорить конкретно об инвалидах, то на сострадание и поблажки в вопросах трудоустройства не стоит рассчитывать. Единственный бонус для них в этой сфере – это квотирование рабочих мест. О том какие предприятия ищут себе сотрудников-инвалидов на места, предусмотренные квотой, можно также узнать в Центре занятости населения. Опыт говорит, что если человек с ограниченными возможностями готов наравне со всеми конкурировать на рынке труда, то он найдет работу.

 -Не было ли идеи создать в Томской области некий центр по сопровождению карьеры людей с ограниченными возможностями здоровья?

 -  Сегодня, при поддержке Администрации Томской области, мы реализуем проект, где одним из направлений является индивидуальное сопровождение при трудоустройстве людей с инвалидностью.

К нам приезжали коллеги из Москвы и делились опытом в данной сфере. Они рассказали и привели  конкретные примеры - как можно трудоустроить людей даже с очень тяжелыми заболеваниями, если разрушить барьеры в отношениях между работодателем и соискателем. Выяснилось, что и те и другие боятся: инвалиды боятся работать, а работодатели боятся брать их на работу. Наша задача – устранить эти обоюдные страхи.

 

Итог

 - Что Вы посоветуете нашим читателям?

 - Вариант инклюзивного образования, на мой взгляд, является наилучшим для построения жизненного пути инвалида. Если он социализировался еще в детском саду, если он обучался в обычной школе, если он хорошо закончил ВУЗ, то ничто не мешает ему найти друзей, помогающих ему по жизни, найти работу по душе. Иными словами полностью реализовать себя. Именно поэтому наша организация начала работать с ранними ступенями образования, а не только с ниверситетами. К поступлению в университет человек должен быть готов. Сейчас в нашем городе на базе ныне реорганизованного училища № 12 действует Томский техникум социальных технологий. Именно с ним движение «ДИВО» заключило соглашение о партнерстве для внедрения принципов инклюзивного образования. Это новые перспективы в образовании и хорошая возможность для инвалидов.

 

По вопросам образования вы можете обратиться в Томское региональное общественное движение 
«ДОСТУПНОЕ для ИНВАЛИДОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

по адресу:  634012, г. Томск, ул. Елизаровых, 21-64
divo-tomsk@sibmail.com 
тел. +7(3822)-54-51-07, 34-81-07

Сайт: http://divo.tomsk.ru

 

Мария Петренко, Татьяна Чуржакова, Евгений Шулепов, корреспонденты Агентства взаимопомощи "Обыкновенное чудо"

В помощь томскому инвалиду