Эти дети нуждаются в вашей помощи

Ожидают помощи 6 детей
СМИ о Фонде

Как сомнительные двойники порядочных фондов в благотворительность играют

Поможем детям вместе

В теплое время года на улицах Томска появляются «волонтеры», собирающие средства на лечение тяжелобольных детей. Молодые люди с кубами под мышкой обходят центр города, приставая к прохожим. На днях бойкий парень собирал деньги у администрации Томской области. Водители на служебной автостоянке, люди, прогуливающиеся по набережной Томи, охотно кидали купюры в ящик. И никто не задался вопросами: что за организация собирает деньги, почему сбор средств ведется «диким образом» – на улице?

Молодой человек уверен, что занимается благим делом

 

- Подавать деньги таким сборщикам не стоит. Ящик прозрачный, а вот сбор – нет. Более двухсот российских НКО уже подписали Декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки. В документе прописано, что ни один честный фонд не собирает наличные на улице. И наш фонд, и другие томские известные фонды никогда не отправляют добровольцев с кубами на улицы или в транспорт. Наши сборы в кубы ведутся на стационарных точках, их адреса есть на сайте. Также кубы всегда присутствуют во время акций и мероприятий фонда. Выемка средств из кубов происходит комиссионно, инкассируется и кладется на расчетный счет, а затем по договору пожертвования передается семье. Получившие деньги обязательно предоставляют фонду подробный отчет об использовании этих средств, – комментирует ситуацию президент благотворительного фонда «Обыкновенное чудо» Светлана Григорьева.

По ее словам, в прошлом году в Томске гастролировал некий самарский фонд. Ребят и девушек из томских вузов нанимал «представитель фонда». Чем больше денег в кубе, тем больше процент за работу. Чтобы сбор велся эффективнее, «предприниматели» от благотворительности арендовали 1 кв. м у кассовой зоны в крупной томской торговой сети. Лжеволонтеры буквально выхватывали у томичей сдачу.

К нам приехал фонд из Чувашии. Молодой человек, вооруженный кубом с фотографией малыша с инвалидностью, копиями свидетельства о регистрации фонда «Сильные дети», позирует на камеру и верит, что делает доб­рое дело.

– Какая разница, как меня зовут. Вот пригласили помочь детям. Это официальный фонд. У него даже сайт есть! – говорит «волонтер».

Куб, сайт и официальная регистрация не показатель прозрачности. Ради наживы лжефонды создают несложные сайты, находят родителей тяжелобольных детей, берут информированное согласие  о готовности к публичным сборам. И даже переводят семье небольшие суммы. Но совсем другие, немалые суммы оседают в карманах сборщиков и их руководителей. «ТН» попытались связаться с руководством фонда «Сильные дети», но номер горячей линии постоянно занят. Удалось дозвониться до мамы ребенка (если это на самом деле она), для которого ведется сбор.

– Мы из Хакасии. Воспитываю сына с ДЦП одна. Нам позвонил представитель фонда, предложил помощь. Мы обрадовались. Нам собирают деньги в Томске и в Абакане. Я верю, что это честные сборы. Ну и что, что фонд в Чувашии и деньги ищет в других городах и на улице, – сказала Мария. 

Подобные сборы подрывают репутацию настоящих благотворительных фондов. Поэтому представители ведущих российских НКО обратились за помощью к властям. И сейчас на втором чтении в Госдуме РФ находится законопроект о запрете сбора денег на улицах. Чтобы организовать такой сбор, нужно будет получить разрешение властей по аналогии с законом о митингах и демонстрациях. Также там прописаны и другие детали прозрачного сбора. А главное, теперь правоохранительные органы смогут реально привлекать к ответственности «волонтеров», действующих от гастролирующих фондов и их представителей.

Кубы на марафонах «Обыкновенное чудо» во время акций и на стационарных площадках

 

Между тем в благотворительный фонд «Обыкновенное чудо» 13 сентября пришло письмо от томича Глеба П., в котором он сообщил, что ему позвонил мужчина из Санкт-Петербурга из фонда с таким же, как у томского фонда, названием… Представитель фонда агитировал его участвовать в акциях сбора денег, то есть помощи детям. Парень зашел на сайт фонда и был поражен: не только совпадают  названия томского и питерского фондов, но и логотипы очень похожи – та самая узнаваемая ладошка. Озадачило Глеба и то, что в разделе «Отчетность» на сайте питерского «чуда» нет ни одного документа, ни одной цифры о поступлениях. Обеспокоенный молодой человек сразу обратился в томский фонд «Обыкновенное чудо» с вопросом, имеют ли томичи отношение к питерской структуре.

Мы ответили Глебу, что никаких филиалов в России не открывали и открывать не собираемся. По уставу наш фонд работает только на территории Томской области. Конечно, коллектив расстроился из-за того, что кто-то, используя наш бренд и название, отправит сюда гастролеров для сбора денег втемную, – поясняет Светлана Григорьева.

Вполне возможно, что недобросовестные люди специально ищут информацию об известных региональных фондах, а затем регистрируют НКО с таким же названием, похожим логотипом, символикой и корпоративными цветами и работают под зарекомендовавшим себя авторитетным прикрытием.  Томский БФ «Обыкновенное чудо» на своих ресурсах – сайте и страничках в социальных сетях – сейчас размещает объявление о возникшей проблеме, чтобы предупредить жителей города и напомнить, что  волонтеры и сотрудники сбор денег на улицах не ведут.

Фото: из архива БФ «Обыкновенное чудо»

СМИ о Фонде