Эти дети нуждаются в вашей помощи

Ожидают помощи 5 детей
Новости Фонда

С чего начать, если у ребенка РАС: инструкция для родителей

Школа особенных семей

В рамках проекта «Школа особенных семей» прошла встреча с куратором ресурсных классов, поведенческим аналитиком Юлией Сергеевной Андрейчиковой. Специалист с более чем 10-летним опытом работы с детьми с аутизмом — и мама взрослого сына с РАС — рассказала родителям о главных принципах помощи детям, о вредных советах, которых стоит избегать, и об опорных точках на маршруте, который теперь предстоит пройти каждой семье.

«Аутизм — это не рак, не диабет, не задержка развития. Это не история, которую можно «вылечить» таблеткой или интенсивом за месяц. Это жизнь. И вы, родители, — главные, кто будет ею управлять», — подчеркивает Юлия Сергеевна.

Почему важно начать правильно

Многие родители, услышав диагноз, тратят драгоценное время на бессистемные поиски помощи — читают форумы, попадают в ловушки непроверенных методик, берут «советы» в родительских чатах. Это может стоить не только денег, но и отката в развитии ребенка.

«То, что помогло одному, может навредить другому. Я видела детей, у которых после стимуляции мозга начались приступы эпилепсии. Был ребенок, который после "полезной реабилитации" стал каждую минуту бить себя по голове», — рассказывает специалист.

По словам Юлии Сергеевны, родителям стоит научиться отличать действительно работающие подходы от «вирусных» мнений в интернете. Лучше всего опираться на проверенные источники: Центр проблемы аутизма, Ассоциацию «Аутизм регионы», клинические рекомендации Минздрава.

Что работает

Поведенческая терапия (ABA, АБА)

Метод, основанный на прикладном анализе поведения, помогает развивать конкретные жизненные и учебные навыки. Это может быть все — от умения мыть руки до ответа на вопрос по тексту. Важно, что программа прописывается индивидуально: с целями, шагами, сроками и методами поощрения.

«АБА — это золотой стандарт. Это не "модно", это основа. И если нет денег на постоянную работу в центре, всегда можно пройти обучение самому и заниматься дома по программе с куратором», — говорит Андрейчикова.

ПЕКС — карточки как язык общения

Для невербальных детей жизненно важно научиться просить. Система ПЕКС помогает наладить коммуникацию даже без речи.

«ПЕКС — это не альтернатива речи, это путь к речи. После введения ПЕКС 70% детей начинают говорить. А вот если общение не поддержано никак — развитие останавливается», — поясняет специалист.

Обобщение навыков

У детей с аутизмом трудности с переносом навыков: они могут выполнять задание дома, но не в школе, у одного специалиста — да, у другого — нет. Поэтому каждый навык нужно закреплять в разных условиях.

Что не работает и опасно

  • стимуляции мозга без доказательной базы (в том числе микрополяризация, «нейроволны», стволовые клетки);

  • бесконтрольное назначение препаратов родителями друг другу;

  • вера в «интенсивы, после которых все изменится» без последующей системной работы;

  • идея «само пройдёт» или «в детсаду научат».

«Самое печальное — не тогда, когда не знают. А когда пошли по ложному пути и потеряли год, два, пять…» — говорит Юлия Сергеевна.

Что читать и смотреть

Юлия Сергеевна рекомендует родителям:

  • Книгу «Идет работа» — универсальное пособие по поведенческой коррекции (сон, еда, гигиена, поведение);

  • Пособие «Контакт» — для подростков с РАС и без тяжёлых нарушений интеллекта;

  • идеоуроки и вебинары Екатерины Мень, Екатерины Жестковой, Юлии Эрц, Ольги Шаповаловой;

  • Онлайн-конференции «Аутизм. Вызовы и решения» — как правило, с бесплатными доступами для родительских НКО.

     

Какой маршрут самый разумный

1. Успокоиться и взять паузу.
2. Оценить ресурсы: кого вы можете подключить, где учиться, куда обращаться.
3. Начать с поведенческой терапии — самостоятельно или с помощью центра.
4. Поддерживать навыки дома.
5. Ввести альтернативную коммуникацию.
6. Следить за своим состоянием. Родитель — это мотор всей системы.

«Пожалуйста, не ждите. Вы родитель — и вы можете дать своему ребёнку гораздо больше, чем вы сейчас думаете», — обращается к участникам встречи Юлия Сергеевна.

Реализация проекта "Школа особенных семей" поддержана Фондом президентских грантов.

Новости Фонда

Фонд «Обыкновенное чудо» ищет ABA-терапевта!

Фонд «Обыкновенное чудо» ищет ABA-терапевта!

Если вы работаете в сфере прикладного анализа поведения и хотите помогать детям с особенностями развития — мы ждем вас! У нас много ребят, которым необходимы регулярные занятия.⠀ Подробности по телефону...

Корзинка с ромашками, книги и семейное тепло: как прошёл мастер-класс в «Чудо-доме»

Корзинка с ромашками, книги и семейное тепло: как прошёл мастер-класс в «Чудо-доме»

В нашем центре «Чудо-дом» прошел добрый и теплый мастер-класс, приуроченный ко Дню семьи, любви и верности. Сотрудники библиотеки имени С. Я. Маршака провели для ребят и родителей творческое занятие —...

Итоги работы за июнь 2025 года

Итоги работы за июнь 2025 года

Кажется, невероятным (и немного грустным), но первый месяц долгожданного лета подошел к концу. Самое время подвести итоги работы в июне. За это время мы: завершили наш благотворительный марафон большим праздничным...

Как получить компенсацию за технические средства реабилитации, купленные за свой счет

Как получить компенсацию за технические средства реабилитации, купленные за свой счет

Специалист Департамента социальной защиты населения Томской области Саяна Адар-ооловна Монгуш рассказала родителям о порядке получения компенсации за технические средства реабилитации (ТСР), не входящие в федеральный перечень.