Известная в Томске «Лешкина мама» рассказала, как живет сегодня ее 30-летний парализованный сын
Узнав о страшных диагнозах своего единственного ребенка, Ирина Игрушкина прошла все стадии принятия неизбежного, начиная с отрицания. При рождении Алеше поставили 10 баллов по шкале Апгар – наивысшую оценку состояния здоровья. О том, что у малыша ДЦП и глухота, стало известно позже. Несмотря на все трудности, вот уже 30 лет Ирине удается делать жизнь сына-инвалида счастливой. В чем секрет такого успеха и чем живет парень сегодня - в материале «Комсомольской правды – Томск».
«К сегодняшнему дню мы прошли огромный, 30-летний путь усердных занятий. Он начался в тот момент, когда патронажная медсестра мне вдруг шепнула, что нужно показать ребенка хорошему неврологу из-за высокого тонуса. Леше было месяца 2, мы жили в Симферополе», - вспоминает Ирина Игрушкина, мама Алексея и бывший президент благотворительного фонда «Обыкновенное чудо».
1993-й год, когда Алеша появился на свет, собеседница издания называет катастрофическим для страны временем. «По Красной площади шли танки, и никому ни до чего другого не было дела, творился бардак», - говорит женщина. Однажды из-за стрессов у Ирины за ночь пропало молоко, малыша пришлось держать на воде с сахаром почти сутки. По блату удалось купить в роддоме смесь для кормления ребенка.
Когда мальчику было около 3 месяцев, Ирина вернулась на свою Родину – в Томск. Здесь она могла рассчитывать на помощь родителей. Сразу после переезда малышу диагностировали детский церебральный паралич, а в годовалом возрасте – глухоту. Малыш реагировал на движения, световые раздражители, но не на звуки. Перспективы установки аппарата не было из-за атрофии слухового нерва. С тех пор начались, как выражается Ирина, мытарства по врачам. Как только женщина слышала обещание очередного специалиста поправить ситуацию, она неслась к нему с надеждой, но чудес не происходило.
«То, с чем мы столкнулись, было неожиданным. Ребенок доношен, вес 3700, я не пила, не курила. Постоянно думала: «Ну почему это со мной?». Позже врачи мне назвали вероятную причину: при кесаревом Лешу могли резко вытащить, он захлебнулся воздухом и произошло кровоизлияние в мозг», - делится жительница Томска.
Фото предоставлено Ириной Игрушкиной
Тогда, около 30 лет назад, специалисты отказывались обучать маленького Алешу из-за сочетания двух серьезных диагнозов. В специализированные школы его не брали по причине глухоты, а туда, где занимались со слабослышащими детьми, не принимали из-за ДЦП. Дело в том, что парализованному мальчику не были доступны обычные способы обучения глухих. Например, из-за обездвиженности он не мог жестикулировать. Это был замкнутый круг.
«Свою первую справку о необучаемости Леша получил в 2 года. Я просила заниматься с ним сурдолога, но нас отправляли лечиться в поликлинику, где наблюдались с основным заболеванием. И так гнали отовсюду. Этот период я называла «Баня, а через дорогу раздевалка». Отказали даже в логопедическом массаже, а ребенка бы тогда поучить кусать, глотать, жевать», - говорит Ирина Игрушкина.
Женщина начала самостоятельно заниматься с сыном по методике глобального чтения. По профессии Ирина учитель английского языка, ее знания и умения во многом помогали развивать Алешу. Томичка даже ездила в Москву на консультацию к создателю особого направления в сурдопедагогике - «Системы Леонгард». Поскольку мальчику подходила лишь графическая модель восприятия, Ирина подписала в доме буквально все предметы.
«Один из врачей как-то сказал: «Вам не повезло, что у сына сохранен интеллект, иначе бы Вы о нем просто заботились и все». Я постоянно думала, Господи, да как же мне выжить в этой ситуации, справиться с нашей системой. Вспоминаю день бесконечный, когда каждый пальчик ему разминала, только и успевала с ним заниматься», - делится Ирина Игрушкина.
Благодаря усердию мамы, как никто другой знавшей особенности ребенка, Алеша отлично развивался. В 9 лет он прошел очередную медико-психолого-педагогическую комиссию. Специалисты заявили, что мальчик не просто обучаем, он настоящий умница. Его взяли в коррекционную школу. Правда, с условием, что туда же устроится учителем и Ирина. Женщина согласилась, параллельно продолжив работать на дому. Кроме того, она получала пособие в размере 156 рублей и выплаты на ребенка.
Рассказывая об успехах сына, Ирина говорит, что он с ходу может перечислить 123 профессии. Алексей много общается при помощи компьютера. Когда только начинал пробовать на нем работать, казалось, что не сможет даже пользоваться мышкой. Дело в том, что парализованный парень управляет лишь указательным пальцем на правой руке.
Фото предоставлено Ириной Игрушкиной
«Даже если он руку ставил правильно, ее ведь нужно было опустить и надавить на кнопку, но тогда все сдвигается. Чтобы Shift нажать, Леша полностью растопыривал пальцы. Но сейчас уже мышкой виртуозно владеет: она у него как продолжение руки. Сын часто в интернете что-то себе ищет. Увидел, как артист пародирует Утесова, уже смотрит в сети, кто такой Утесов», - говорит Ирина.
В 2008 году местная телекомпания «ТВ2» сняла фильм «Лешкина мама». В нем рассказали историю о том, как самоотверженно Ирина Игрушкина справляется с ударами судьбы, одна растит парализованного и глухого ребенка. Фильм получил премию «ТЭФИ». С тех пор прошло 15 лет, томичка по-прежнему усердно развивает сына, которого теперь называет взрослым ребенком. В сентябре Алексею исполнилось 30.
Фото предоставлено Ириной Игрушкиной
У парня по-прежнему очень маленький социальный опыт. Именно поэтому он ведет себя так, словно еще подросток. У Алексея есть свой небольшой круг общения. Появился и близкий друг, 20-летний Иван, у которого тоже ДЦП.
К сегодняшнему дню Алексей уже научился хорошо понимать общие смыслы текстов, даже не зная некоторые из используемых слов. Парень показывает в интернете матери, что ему нужно купить, если она идет в магазин. То есть, компьютер в итоге стал для парализованного томича отличным способом общения с миром.
Фото предоставлено Ириной Игрушкиной
Увлекается Алексей и конструированием. У парня огромная коллекция фигурок Lego. Он феноменально составляет блоки: быстро и правильно выбирает детали, дает понять маме, какой элемент нужно взять, а она собирает модели.
Фото предоставлено Ириной Игрушкиной
Рассказала Ирина и о физических трудностях, с которыми сталкивается при уходе за сыном с инвалидностью. Много лет семья прожила в хрущевке, где приходилось подниматься без лифта на третий этаж. Недавно Ирина воспользовалась муниципальной программой переселения, продала старую квартиру, внесла выделенные полмиллиона, добавила кредитные средства и приобрела удобное жилье в Радонежском. Однако здесь пришлось перестраивать ванную, средства для этого собирали в фонде «Обыкновенное чудо».
«Было невыносимо: я не могла ни опустить сына в ванну на руках, ни поднять оттуда. Мы несколько раз упали, это просто ужасно. Теперь сделали удобный душ, там можно поставить стульчик и спокойно Лешу мыть. Унитаз удобный тоже купили. И утеплили санузел, ведь при росте метр 80 сын весит 49 кг, он постоянно мерзнет», - поделилась собеседница издания.
Фото предоставлено Ириной Игрушкиной
Завершая свой рассказ, томичка добавляет, что ей всегда было очень интересно заниматься с сыном. Бывают вечера, когда она обещает себе просто лечь и отдохнуть. Но, видя, как Алексей пытается что-то сделать сам, она все равно соскакивает с дивана и снова начинает превращать общение с сыном в учебную ситуацию. Ирина говорит, что каждый раз получает в ответ награду - видит хоть маленький, но успех сына, новое достижение. Такие моменты заряжают ее желанием продолжать неустанно развивать Алексея.